Автономное учреждение дополнительного образования Республики Алтай
"Республиканский Центр туризма, отдыха и оздоровления"

Паспорт трассы Усть-Кан

1 Наименование туристской организации МБУ ДО «Усть-Канский ЦДТ»

Вид туризма пеший, трасса похода с. Усть-Кан – Кодурген – Таркату – Шибее – Тагай – Кодурген - с. Усть-Кан

Протяжённость 76 км. Продолжительность 3 дня

Период похода с июня по август

Паспорт составлен 23.05.2018 г.

2. План прохождения трассы туристского маршрута

Таракту – Шибее - Тагай

Тагай – Кодурген – с. Усть-Кан

Пеший

Итого активными способами передвижения 76 км.

3. Схема трассы похода

Схема трассы Усть-Кан

Краткая характеристика трассы туристского похода.

Первый день: с Усть-Кан – Таркату. (протяженность 28 км,  ходовое время – 7 часов)

9.00  Выход из с. Усть-Кан на юг в направлении ущелья Кодурген. Автомобильная грунтовая дорога (2 км.) идет вдоль левого берега реки  до конца поляны и уходит вправо. Маршрут далее пеший, по широкой тропе отгонного животноводства вдоль реки. Негустой хвойный лес, в основном ели, тальник изредка березы и лиственницы дают в солнечную погоду тень. Через 100 метров тропа становится каменистой. Идти надо осторожно, камни большие, в дождливую погоду грязно и скользко. Первый каменистый участок протяженность около 300 метров, далее маленький подъем (отдых 10 минут)  и спуск. Далее ровно метров 100 и второй каменистый участок 400 метров. Дальше ровно, через час хода - родник.

11.00 Родник выходящий из-под скалы чистый, холодный - пить можно. Здесь можно отдохнуть минут 30. После родника перейти маленький ручеек и подняться на небольшой крутой подъем, далее тропа выполаживается. После родника минут через 25 пройти поляну и подойти к броду через р. Кодурген. Река неглубокая (20-30 см) и течение слабое. Перейти на другой берег. Идти метров 600-700 по правому берегу, снова перейти реку на левый берег. Ивы и березы встречаются редко, ели растут вдоль реки, в основном, лес лиственный. Через метров 600 снова будет брод, реку можно не переходить, а пройти вдоль берега и через 300 метров тропа соединяется с основной, которая переходит на левый берег. На другой стороне реки выше по логу метров 200 есть стоянка и пасека. Около брода можно отдохнуть минут 10, попить воды, помыться, далее тропа идет от реки на расстоянии 50-100 метров. Через 2 км. выйти на большую поляну метров 200, пройти и идти вдоль реки километра полтора (на расстоянии от реки 5-10 м.). Постепенно лиственницы уступают место кедрам. Дойдя до скалы (ее видно, недалеко от тропы в метрах 100 по правую сторону движения) перед мелким бродом на правый берег, отдохнуть минут 10-15, помыться и попить воды. После перехода через реку тропа круто поднимается вверх, метров через 150 немного выполаживается, и метров через 700 дойти до брода на речке. Это место на карте обозначено красно-желтым кругом и цифрой 1 красного цвета (удобное место для лагеря, ночевок).

13.30 Можно сварить обед на костре, отдохнуть. По берегу чуть выше брода есть места для костров. Дров много, в основном сухие сломанные ветки и сучья кедров. Обед с отдыхом может занять около 1ч 30 минут.

15.00. Собрав рюкзаки, потушив костер, перейти речку на левый берег и идти по тропе вверх вдоль речки. Склон постепенно становится круче. Дойти до границы леса, далее растут только кустарники. Отдохнув минут 10 идти вверх, склон крутой. Явной единой тропы нет, много разветвленных троп. Пройдя кустарники выйти на мелко-каменистый склон с альпийской расти-тельностью. Склон уже некрутой, держать направление на гребень между двумя невыраженными вершинками и дойти до перевала «Кодурген бажы», обозначенной на карте желтым крестиком и цифрой 2 синего цвета. Подъем занимает от 40 минут до 1 часа, в зависимости от состояния участников. Взору открываются часть долины реки Кодурген, часть Таркату, видны вершины Оошкы, Ак-сас, Шибее и горы за рекой Тургенсу. На перевале можно отдохнуть минут 20. Здесь местами можно «поймать» сотовую связь. Если нужна связь получше (в экстренных случаях), надо идти в направлении г.Эки-Боом по гребню метров 400 до скальных выступов, которые видны с перевала. От скал видна часть с. Мендур-Соккон, и связь МТС здесь устойчивая. После перевала сигналы сотовой связи нигде не ловятся.

16.20. Спуск далее по логу. От перевала идти наискосок влево вниз, двигаясь аккуратно, склон становится круче. Дойти до конной тропы, по ней спускаться до границы леса, где растут молодые кедры и лиственницы. Идти по тропе с правой стороны оврага, В нем местами пробивает наружу ручеек и уходит под камни. Вода чистая и холодная, пить можно. Спуск занимает около 30-40 минут. Дойти до мелкой речки и перейти. Далее в южном направлении идти метров 500 и дойти до стоянки чабанов и скотников. Маленький домик-аил, изгородь для овец. Летом с июня по сентябрь здесь постоянно бывают чабаны.

Сюда можно добраться на автомобилях УАЗ, ГАЗ, Урал  по дороге от стоянки вниз, вдоль р. Таркату, далее р. Тургенсу.

От стоянки идти дальше по тропе вдоль реки Таркату, не переходя реку, метров 500 и на удобной поляне разбить лагерь. Это место на карте обозначено красно-желтым кругом и цифрой 2 красного цвета (удобное место для лагеря, ночевок).

18.00  Поставить палатки, готовить ужин, заготовить дрова на ночь и на утро. Лагерь ставить подальше от реки среди кедров, чтобы ветры не продували и где мало сырости. Дров вокруг много. Ночью бывает прохладно, высота 1600 м.

Второй день: Таркату - Тагай. (протяженность 16 км,  ходовое время – 5 часов)

9.00 Выйти из лагеря и сразу перейти реку Таркату по камням. Переходить осторожно, камни большие и мокрые. Далее идти на Ю-З по тропе Тропа идет среди кустарников петляя, иногда встречаются заболоченные участки. Через 40 минут хода встречается водопад Таркату высотой 2 м. Здесь можно отдохнуть, попить воды. По берегу реки растет родиола розовая известная в народе как «Золотой корень». Выше водопада, через 400 метров встречается озеро Нижнее Таркату. На карте озеро обозначено цифрой 3 синего цвета. Здесь летом можно купаться, вода прохладная, дно мелко каменистое. Идти вдоль озера, выше через 30 минут хода подойти к озеру Устуги (Верхнее) Таркату под г. Шибее.

11.00 Около озера много сухих кустарников, можно сварить чай, отдохнуть минут 40 и идти вдоль левого берега по кулуару вверх по тропе (на карте красная пунктирная линия) Подъем крутой (занимает около 30-40 минут времени), дойдя до верха повернуть вправо и идти метров 600 по гребню до «Куре Таш» (на карте обозначено зубатой линией и цифрой 4 синего цвета).

Это развалины укреплений 18 века из сложенных камней. Камни сложены в линию длиной около 200 метров, высота в некоторых участках до 1,5 метров. С северной и южной стороны заканчиваются отвесными каменными обрывами и перегораживают плато на вершине с севера-востока. Отсюда в ясную погоду хорошо видна г.Белуха и отроги Катунского, Коргонского хребтов.

13.00. Отдохнув здесь минут 30-40 далее двигаться в западном направлении к перевалу перед г. Jайлу-Бажы. Троп много, ближе к перевалу все они соединяются в одну. Пройдя плато длиной около 1200 метров можно увидеть нижнее, среднее и верхнее озера Jайлу. (на карте обозначено цифрой 5 синего цвета). С левой стороны верхнего озера видны пик Александра Матина, названного в 2002 г. в честь учителя и руководителя кружка туризма и скалолазания Козульской средней школы. и г. Jайлу-Бажы (2490 м) – высшая точка Коргонского хребта. Верхнее озеро вплоть до августа стоит частично со льдом. Озера и родники с плато дают начало реки Jайлу, которая впадает в Тургенсу. Пройдя справа верхнее озеро, по тропе, по мелким осыпям подняться на перевал. (обозначен желтым крестиком между озерами 5 и 6). Подъем не крутой. На перевале можно отдохнуть минут 10, перекусить и начать спуск в сторону урочища Тагай.

15.00. Начало спуска крутое, в июне-июле лежит снег, в августе нет. Страховка веревкой не требуется. Спуск по снегу, а в августе спускаться по сыпухе, камни средние, местами крупные. Аккуратно спуститься до травянистого участка, далее тропа выполаживается. Спуск занимает 30 минут.  Далее по тропе среди зарослей кустарников можжевельника пройти верхнее озеро Тагай по правому берегу, дойти до нижнего озера Тагай (на карте цифра 6 синего цвета). Озеро большое, купаться можно недалеко от берега, глубоко. Кустарников по берегу нет, идется легко. Далее по тропе идти вдоль речки, некрутой спуск и через 500 метров подойти к слиянию реки с левой стороны. Оставив рюкзаки перейти речки выше слияния и подняться по берегу речки вверх метров 500 и дойти до большого озера Jалбак Кол (на карте цифра 7). Озеро большое, холодное, берега травя-нистые, в июне-июле Ю-В берегу еще лежит снег. Отдохнув, сделав фотоснимки спуститься по пути подъема до рюкзаков. Далее идти в Север-ном направлении до границы леса.

17.30 Устанавить лагерь. Это место на карте обозначено красно-желтым кругом и циф-рой 3 красного цвета (удобное место для лагеря, ночевок). Рядом проходит широкая тропа отгонного животноводства. Можно отдыхать и варить ужин.

Дров много, растут только кедры, сухих веток можно собрать с запасом. Воду можно брать с реки, река чистая. Ниже лагеря метров 200 можно купаться, река становится ровной и встречаются места глубиной до 1 метра. Ночью прохладно. В дождливую или ветреную  погоду лагерь лучше

ставить чуть вглубь леса.

Третий день: Тагай-Кодурген-Усть-Кан. (протяженность 32 км,  ходовое время – 7 часов)

9.00  Почистить лагерь, потушить и залить костер. Идти в С-В направлении по открытой местности по тропе отгонного животноводства, постепенно набирая высоту до пологого гребня. Тропа раздваивается, правая спускается в Таркату, идти по левой, в направлении одиночной высокой скалы по гребню. Идти легко тропа широкая. Тропа проходит справа от скалы, 5 минут можно отдохнуть, Отсюда хороший вид на г.Jайлу-Бажы, пик А.Матина, Шибее и панорама ущелья Тагай. Примерно через 1 час хода, обойдя г. Топчуган Бажы справа по тропе, дойти до перевала Тагай (на карте желтый крестик и цифра 8 синего цвета), где каждый путник, который первый раз переваливает кладёт камень в кучу, называемой Обоо-Таш. Здесь панорама гор, местности еще больше, можно отдохнуть минут 20. Далее спуск по тропе в северном  направлении, дойдя до гребня, тропа поворачивает на восток. Тропа хорошо просматривается, в конце которой виден перевал (на карте желтый крестик и скала) между двумя вершинами. Левая вершина скальная. От Обоо-Таш до перевала около 4 км, примерно час хода. Спуск до реки Кодурген занимает около 30 минут, тропа ровная, не очень крутая. Дойдя до реки перейти на другой берег и можно сварить обед, уже на знакомом месте, на карте обозначено красно-желтым кругом и цифрой 1 красного цвета (удобное место для лагеря, ночевок).

12.00 Пообедать, отдохнуть около одного часа, потушить костер, убрать за собой мусор

13.00 Продолжить движение до с. Усть-Кан по уже знакомому маршруту, идется все время вниз вдоль реки Кодурген, и примерно к 17.00 можно дойти до с.Усть-Кан.

4 Сведения о климате в районе трассы похода (заполняют только на период работы данного маршрута)

Сведения

6. Требования к предпоходной подготовке туристов

Без специальной подготовки

7. Рекомендации для текста информационного листка к путёвке

Для жилой зоны: жилые палатки, палатка для складирования снаряжения коллективного пользования, палатка для сушки одежды и обуви. Тип палаток - одно-, двух, трехслойные. Раздельные палатки для мальчиков и девочек, спальные мешки и специальные туристские коврики (карематы), навес (тент).

Для зоны приготовления и приема пищи: кухонная посуда, тент.

Коллективное снаряжение. Физкультурно-спортивное снаряжение, костровое снаряжение, фонарь, компас, отрядная аптечка (средства первой медицинской помощи), репелленты, индивидуальные электрофонарики.

Личное снаряжение участников лагеря: рюкзак объемом 60 л, спальный мешок, коврик (каремат), дождевик, куртка-ветровка, головной убор с козырьком для защиты от солнца, свитер теплый, ботинки туристские, легкая обувь (кеды, кроссовки), нижнее белье (1-2 комплекта), носки теплые, носки х/б (2-3 пары), брюки спортивные х/б, миска, ложка, кружка, средства личной гигиены: шампунь (в разовых пакетиках), мыло (малого веса), зубная щетка, зубная паста (малого объема).

8. Туристское снаряжение для прохождения трассы

9. Благоустройство трассы похода

Маркировка нет

Приюты, места ночлегов и укрытий, благоустройство трассы нет

200x200

Уважаемые коллеги и пользователи сайта!!! Обращаем Ваше внимание, что в связи с техническими работами возможны сбои в работе сайта!!! Приносим свои извинения за временные неудобства!

Календарь

ZDbezopasnost

korruptsiya

профилактика

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями