Краеведческий слет "Алтай - 2014"
Отличительной особенностью Слёта явилось участие юных краеведов из Республики Казахстан, слёт можно назвать Международным. В нашей республике краеведение самый массовый вид научной деятельности. Краеведение давно уже вошло в Отечественную педагогику как одно из эффективных средств совершенствования содержания и методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Ежегодно «РесСЮТур» проводит различные краеведческие мероприятия для юных краеведов Республики Алтай – это краеведческий НОУ, чтения, конференции, для педагогов – семинары. Лауреаты этих краеведческих конкурсов вот уже 16 – ый год выезжают за пределы нашей республики, в основном мы участвовали на Всероссийском конкурсе краеведческих научных работ «Отечество», который ежегодно проводится в г. Москва, но в этом году юные краеведы были приглашены на краевой краеведческий Слёт – 2014, который проводился в Барнауле. Слёт был посвящён году культуры в России и 85 – летию со дня рождения В.М. Шукшина. В этом Слёте принимали участие 8 лучших краеведческих работ от Республики Алтай.
1. Вайгант А., тема: «Майма историческая»;
2. Шевелёва А., тема: «Слово «што» в произведениях В.М. Шукшина»;
3. Курносова Е. и Казанцева А., тема: «Вечёрки»;
4.Есипов А., тема: «Мужество рождается в борьбе»;
5. Фефелова Арина МБОУ «Гимназия №3 г. Горно-Алтайск», тема: «Поясное украшение моей прапрабабушки»;
6. Модорова А., тема: «Военная история писателя Н. Шодоева»;
7. Пивоварова Е., тема: «А рядом куст калины рос (о. В.М. Шукшине)»;
8. Попова В., тема: «Куклы - обереги».
Краеведческий Слёт проходил в трёх учебных организациях Барнаула: Алтайском государственном университете (АГУ), в краевом центре творчества детей (АКЦДОД), станции туристов (АКЦДЮТиК). Яркое открытие Слёта проходило в Центре творчества. Были исполнены патриотические песни, стихи и танцы в ярких костюмах. Воспитанники Центра подарили присутствующим море ярких эмоций и творческого настроя. Строгое на вид жюри, пожелали детям удачи и позитивного настроя. Работа Слёта началась чуть позже, чем по программе. Затем наши участники были разделены на три секции и работали в разных корпусах.
Дети с успехом выступили на Слёте, эмоциональные выступления, таких как Пивоваровой Л., Вайгант А. обучающихся с. Майма, Есипова А. из Горно-Алтайска, Шевелёвой А. из Паспаула сделали выступления зримей и достоверней. Почерпнутые знания из учебников, из интернета, воспоминания информаторов придали их работам весомый колорит. Яркое выступление Фефеловой А. из гимназии №3 Горно-Алтайска руководитель работы Фефелова Л. Т., заинтересовало присутствующих и жюри, работа её весьма интересная, о поясных украшениях её прапрабабушки девочка сама собирала материал, много работала с источниками работа действительно исследовательская. Это оценило жюри, и ей присудили 3 место в номинации этнография. Работа Вайгант А. это самый увлекательный урок о селе Майма, он рассказал частицу истории своего села. Его уверенность и творческий подход к истории ни кого не мог оставить равнодушным, особенно жюри. Руководители секции «Летопись родного края» вручили Вайгант А. грамоту за творческую работу и хорошее выступление.
Выступление всех детей было интересным и своеобразным, каждый ребёнок трудился, внёс свой вклад и сделал выводы. Педагоги, которые занимаются краеведением, с детьми знают, что краеведение не совместимо с формализмом, обязаловкой. Попытаться заставить ученика изучить какую-нибудь краеведческую тему – всё равно, что заставить выучить параграф учебника. Выучит, а завтра забудет. Краеведением, как и любым творчеством, можно только увлечь. Одна из наиболее эффективных мотиваций – возможность сделать своё маленькое открытие. Пусть это будет биография семьи, история улицы, села, всё что угодно лишь бы это было интересно и посильно юному исследователю и позволило ему с гордостью сказать – это изучил я, это мой вклад в копилку сведений о моём крае!
По итогам краевого Слёта можно сделать выводы, что школьное краеведение обладает неиссякаемым потенциалом и как форма организации общественно-полезной деятельности детей, и как способ привития учащимся научно-исследовательских навыков, и как средство совершенствования образовательно-воспитательных технологий.
Методист «РесСЮТур» Р.К. Туруспекова