Всего прослушано 30 докладов с разными краеведческими темами из 6-ти муниципальных образований и 4 подведомственных Министерству образования и науки РА организаций.
• МО «Усть-Коксинский район»;
•
МО «Чемальский район»;
• МО «Чойский район»;
• МО «Турочакский район»;
• МО «Шебалинский район»;
•
МО «Майминский район»;
• МО «Город Горно-Алтайск»;
• КОУ РА «Школа-интернат им. Г.К. Жукова»;
• БОУ РА «Республиканская гимназия
им. В.К. Плакаса»;
• БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»
По предварительным заявкам предполагалась участие 70-ти детей, но по погодным условиям (гололёд на трассе) не смогли принять участие:
МО «Кош-Агачский район», МО «Улаганский район», МО «Онгудайский район», МО «Усть-Канский район». Присланные работы этих районов будут рассматриваться заочно.
Представленные работы участников отличились
самобытностью, оригинальностью и самостоятельностью изучения истории родного края. Работы рассматривались по семи номинациям:
1. Этнография;
2. Археология;
3. Военная история;
4.
Литературное краеведение;
5. Летопись;
6. Экологическое краеведение;
7. Туристское мастерство.
В состав жюри входили научные сотрудники Детской республиканской библиотеки, преподаватели
ГАГУ, методисты АУ ДО РА «Республиканского Центра туризма, отдыха и оздоровления», которые оценивали работы по следующим критериям:
• новизна работ;
• научное и практическое значение
результатов;
• оригинальность методов решения;
• изложение доклада.
Можно отметить положительно участников из МО «Усть-Коксинский район», предоставленные работы хорошо подготовлены,
дети отлично выступили, работы очень интересные по номинации «Археология» и «Экология». Военная тематика на этот раз не теряет актуальности, тем дальше история войны отдаляется, тем она становится актуальнее. Не плохую подготовку
по военной истории показали представители КОУ РА «Школа-интернат им. Г.К. Жукова». Работа «Список памяти 232 стрелковой дивизии» поисковая группа школы-интернат восстановили новые имена солдат 232 стрелковой дивизии, участницы
из МБОУ «Кызыл-Озёкская СОШ» представили работу «Документальная информация о солдатах в Великой Отчественой войне они собрали более 100 фамилий солдат - участников войны села Кызыл-Озёк. Красочно представили альбом с фотографиями солдат
и их родственников, они собирали материал в течении 5-ти лет, но поисковая работа ещё продолжается. Очень интересную работу представили из МБОУ «Ильинская СОШ» «Меню военных и послевоенных лет», она собирала материал, проводила
беседу со старожилами своего села. Многие выжили в те голодные времена, питаясь растительностью и своеобразной пищей тех времён. Интерес жюри вызвала работа из МБОУ «СОШ №13 г. Горно-Алтайска». Тема работы: «Жизнь человека в истории»,
автор исследовала личность интересного человека-земляка, военного лётчика Петра Викторовича Чайка, работа заслуживает особого внимания, есть возможность участие данной работы в дальнейших этапах краеведческого конкурса.
Интересные работы
предоставили участники МО «Чойский район», в номинации «Летопись», «Экология». Особо можно отметить работу из МБОУ «Талдинская СОШ» «Долина слёз», автор глубоко изучил местность, выявил несколько
версий, почему долина называется слезой.
Студенты из БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж» представили 2 работы по номинации «Археология», работы научно-исследовательского характера, они рассказали про оружие пазырыкцев,
и раскрыли смысл татуировок на теле древних людей.
Хорошую работа в номинации «Археология» представила обучающаяся из МБОУ «Карагайская ООШ». Она рассказала про археологические памятники своего села. В номинации «Этнография»
было представлено всего 4 работы, хотя по заявкам должно было быть 14 работ. Жюри положительно отметило работу «Происхождение и значение оконных наличников в республике», работа завоевала 1 место. Такая работа представляется впервые.
Номинация «Литературное краеведение» было немногочисленным, всего было 4 участника, хотя было заявлено 10 участников. Жюри оценило творческую работу из МБОУ «СОШ №7 г. Горно-Алтайска» тема работы «Три портрета художника
Гуркина».
В итоге хочется отметить, что из года в год число участников растёт, но некоторые краеведческие работы слабо представлены, дети не владеют материалом, затрудняются ответить на наводящие вопросы по работе. Сохраняется тенденция зачитывание
работ по записи. Хочется обратиться к руководителям, в дальнейшем обратить внимание на самостоятельность изучения темы, подбор материалов с обучающимися, глубокое изучение литературы, работа с периодической печатью.
По решению жюри, работы, которые
набрали наибольшее количество баллов, имеют возможность принять участие в заочном этапе Всероссийского НОУ по краеведению «Отечество - 2016».