Деятельность школьных музеев в Республике Алтай
Современная школа ориентирована на расширение культурно-образовательного пространства, освоение новых источников информации, поиск новых форм, методов и технологий образовательной воспитательной и просветительской работы со школьниками.
Значительная роль в решении этой задачи принадлежит музейной педагогике. Музеи, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.
В 2021 году в целях повышения уровня информационной открытости школьных музеев, совершенствования процесса взаимодействия школьных музеев, популяризации их деятельности создан Портал школьных музеев Российской Федерации, на котором будут представлены все паспортизированные школьные музеи нашей страны.
В республике Алтай, по данным 2021-2022 года функционирует 180 школ, из них 175 начальных, основных и средних, 3 вечерние, 2 специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интерната.
114 общеобразовательных организаций находятся в сельской местности.
Школьных музеев - 45 и 18 из них представлены в федеральном реестре школьных музеев ФГБОУ ДО «Федеральный Центр детско-юношеского туризма и краеведения», два из них в этом году получили свидетельства школьного музея. Работа по размещению школьных музеев на федеральном сайте продолжается. И в 2023 году планируется ее завершение.
Анализируя деятельность школьных музеев нашей республики, хочется отметить следующее:
- школьные музеи в Республике Алтай – это центры краеведческой деятельности, сохранившие самобытность дополнительного образования и воспитательной деятельности;
- в музеях работают увлеченные своей деятельностью педагоги;
- фонды школьных музеев продолжают пополнятся;
- в музеях ведется исследовательская, поисковая и проектная деятельность
Школьный музей — это сложный организм. Он всегда должен быть в движении. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. И главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать возможности музея в образовательном и воспитательном пространстве школы.
Условия для успешной работы школьного музея:
1. Музей должен быть интересен всем: ученикам школы, педагогам, руководству школы, всем, принимающим непосредственное участие в его создании.
2. Необходима интеграция музея в образовательный процесс школы.
3. Работа музея должна быть тесно связана с жизнью местного сообщества
4. Необходимо уделять большое внимание личностному началу, детскому творчеству, собирательской и исследовательской деятельности учащихся.
Формы проведения занятий в музее разнообразны. Это беседы, экскурсии, круглые столы, викторины, организация встреч с интересными людьми, проведение игр, проведение праздников, организация и проведение музейных квестов, квизов, литературных вечеров, просмотр фильмов.
Все это возможно использовать педагогами в воспитательной работе, мероприятиях в рамках реализации дополнительным общеобразовательных общеразвивающих программам и во внеурочной деятельности.