Об итогах Краеведческих чтений педагогов образовательных организаций Республики Алтай, посвящённых 150-летию А.В. Анохина
Всего на Чтения было подано 25 заявок, участвовало 19 педагогов из 7 муниципальных отделов образования и одного подведомственного учреждения:
· МО «г. Горно-Алтайск» – 6 чел.;
· МО «Кош-Агачский район» – 1 чел.;
· МО «Онгудайский район» – 8 чел.;
· МО «Шебалинский район» – 1 чел.;
· МО «Усть-Канский район» – 5 чел.;
· МО «Турочакский район» – 2 чел.;
· МО «Майминский район» - 1 чел.;
· БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж» - 1 чел.
Особо активными были педагоги из Онгудайского, Усть-Канского районов, МО «Город Горно-Алтайск». Самое большое количество работ представили педагоги из МО «Онгудайский район».
В Чтениях не принимали участие педагоги МО «Чемальский район», МО «Чойский район», МО «Усть-Коксинский район».
Работы рассматривались по шести номинациям. В связи с малым количеством заявок, в соответствии с Положением, некоторые номинации были объединены:
1. Культура и фольклор родного края. Археология и этнография. Деятельность и творчество А.В. Анохина.
2. Летопись родного края. Экологическое краеведение.
3. Военная история.
Краеведческие чтения были посвящены юбилейной дате Республики Алтай – 150-летию Андрей Викторовича Анохина (1869–1931). Это известный исследователь материальной и духовной культуры народов Южной Сибири, член Императорского Русского географического общества, Русского музыкального общества, Томского общества изучения Сибири, Центрального бюро краеведения, член-корреспондент Академии наук СССР. С 1908 г. Андрей Викторович принимал участие в работе научных экспедиций по Южной Сибири, Восточному Казахстану и Монголии. Им было сделано свыше пятисот записей алтайских народных песен, собран уникальный материал по фольклору и верованиям алтайцев. По алтайским народным мотивам написаны сценические поэмы: «Хан-Эрлик», «Талай-Хан», музыкальная сюита для хора и оркестра «Хан-Алтай», более ста музыкальных произведений. Андрей Викторович Анохин один из организаторов краеведческого движения и музея в Горном Алтае, первый заведующий Ойротского областного музея. В 1989 году музею присвоено его имя.
В работах данной номинации освящены вопросы деятельности, творчества и вклада А. В. Анохина в изучение Горного Алтая.
Работы педагогов освещали различные области: традиции коренного населения и сравнительная характеристика произведений, секреты народной медицины и природа, биографии известных деятелей и очерки путевых заметок, литературное и археологическое наследие. Часть работ были посвящены юбилейной дате Победы в Великой Отечественной Войне. Педагоги рассказали о подвигах земляков, тружениках тыла, детях войны.
Работы оценивались в два этапа: оценка работы и защита работы. Оценка работы включала такие критерии как, обоснование темы, краеведческий характер работы; историография, источники, экспериментальные данные; содержание; логичность изложения, стиль, грамотность; вклад автора в исследование; структура работы, название, научно-справочный аппарат; оформление работы. Защита работы: содержание выступления (авторская точка зрения, логичность, полнота раскрытия темы); представление работы (качество выступления); методы и методики исследования; наличие собственного опыта, авторская позиция; использование наглядности.
Жюри особо выделили работу Кокулевой И. В. «Маски мифических существ», так как были выполнены требования научно-исследовательских работ: наукообразное изложение, ссылки на источники, соответствующее оформление.
По некоторым работам члены жюри порекомендовали дополнительные источники информации, специальную литературу. Особо отличившиеся работы, не занявшие призовые места жюри отметило благодарственными письмами.
В состав жюри входили сотрудники Национального музея им. А.В. Анохина, кандидаты и доктора наук, доценты и профессора Горно-Алтайского государственного университета.
После окончание Чтений жюри резюмировало работы педагогов, порекомендовало некоторым педагогам продолжить краеведческое исследование. В общем Чтения прошли на высоком методическом уровне, организаторы Чтений учли все предложения и замечания участников.
Результаты Чтений:
Номинация «Военная история»
1 место Соколова А.Ы. МБОУ "Козульская СОШ" «Труженики тыла Усть-Канского района в годы Великой Отечественной войны»;
2 место Трифанова И.В. МБОУ "Теньгинская СОШ" «Благодарность предкам»;
3 место Ютеева А.В. МБОУ "Козульская СОШ" «По страницам судьбы».
Номинация «Летопись родного края. Экологическое краеведение»
1 место Бондарева В. Н. МАОУ "Кадетская школа №4 г. Горно-Алтайска" «От истоков к современности»;
2 место Чибиекова Ю.А. МОУ "Иогачская СОШ" «Кедр и человек особенности сосуществования»;
3 место Параева В.Н. МБОУ "Купчегеньская средняя общеобразовательная школа" «Из урочища Кадрин».
Номинация «Культура и фольклор родного края. Археология и этнография»
1 место Кокулева И. В. МБОУ "Каракольская средняя общеобразовательная школа" «Маски мифических существ»;
2 место Замятина Л. Н. БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж» «Принципы номинации ойконимов Усть-Коксинского района»;
3 место Купина С. А. МБОУ "Кайсынская основная общеобразовательная школа" «Сравнительная характеристика сатирических произведений Л.В.Кокышева и В.И. Тишкишева"».
Огромная благодарность коллективу БУ РА «Национальный музей имени А.В. Анохина» за долголетнее сотрудничество, членам жюри – за поддержку, плодотворную работу, строгую оценку и напутственное слово, ну и, конечно, всем педагогам, за то, что они не только сами занимаются, но вовлекают детей в исследовательскую краеведческую деятельность. Правильно поставленная работа всегда имеет успех и продолжение.
А.А. Акчина методист АУ ДО РА «РесЦТОиО»