Анализ проведения краеведческих чтений для педагогов образовательных организаций Республики Алтай
Целью Чтений является развитие и активизация исследовательской краеведческой работы среди педагогов.
Всего на Чтениях участвовало 44 педагога из 8 муниципальных образований Республики Алтай:
* МО «Усть-Коксинский район» – 2 чел.;
* МО «Город Горно-Алтайск» – 6 чел.;
* МО «Кош-Агачский район» – 8 чел.;
* МО «Онгудайский район» – 6 чел.;
* МО «Шебалинский район» – 12 чел.;
* МО «Усть-Канский район» – 3 чел.;
* МО «Турочакский район» – 6 чел.;
* МО «Чойский район» - 1 чел.
Не принимали участие КОУ РА «Школа-интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Г.К. Жукова», МО «Чемальский район».
Педагоги МО «Улаганский район», МО «Майминский район» по известным причинам (болезнь педагогов) не смогли выехать на Чтения.
Представленные работы педагогов проявляли интерес жюри, многие работы были предоставлены впервые, некоторые педагоги выступали с работами, которые они уже представляли в предыдущие годы, но работы доработанные и глубоко изученные. Работы рассматривались по семи номинациям:
1. Этнография;
2. Военная история;
3. Литературное краеведение;
4. Летопись;
5. Экологическое краеведение;
6. Родословие;
7. Археология;
В состав жюри входили научные сотрудники БУ РА «Национальная библиотека им. М.В. Чевалкова», специалисты учёные БНУ РА «Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова», преподаватели ФГБОУ ВПО «ГАГУ» и методисты АУ ДО РА «Республиканский Центр туризма, отдыха и оздоровления», которые оценивали работы по следующим критериям:
* новизна работы;
* научное и практическое значение результатов;
* структура определения предмета и объекта;
* содержание и стиль;
* оформление, аккуратность и библиография;
* изложение доклада.
В этом году особую активность проявили педагоги из МО «Шебалинского, Кош-Агачского районов» педагоги выступили хорошо, многие стали лауреатами Чтений. Участников из МО «Город Горно-Алтайск», в этом году было меньше чем в прошлый год. Но представленные работы очень интересные, многие работы отличились высокой научностью и глубиной краеведческих исследований.
Так же активность проявили педагоги МО «Турочакского и Онгудайского районов». Работы данных муниципальных образований можно оценить очень высоко. В особенности можно оценить работы в номинациях «Военная история», «Летопись», «Родословие». Педагоги в этом году произвели фурор по научной деятельности, каждая работа имеет изюминку, в каждой работе есть собственный вклад автора. В работах прослеживается глубокое краеведческое изучение не одного года, а нескольких лет. Некоторые работы требуют дальнейшего изучения и наблюдения.
После окончания Чтений, жюри резюмировало каждую работу педагогов, был дан краткий анализ работ. Далее жюри рекомендовало некоторым педагогам продолжить краеведческое исследование. В общем Чтения прошли на высоком методическом уровне, организаторы Чтений учли все предложения и замечания участников. Участники Чтений внесли несколько предложений:
1. В целях эффективности и обмена опытом работы педагогов, краеведческие чтения для педагогов проводить в разных районах Республики Алтай;
2. Выпустить сборник лучших работ по результатам Чтений;
3. Организовать выезд на межрегиональные краеведческие конкурсы.
Результаты Чтений выглядят следующим образом:
Номинация «Военная история»
1 место Черлояков Иван Геннадьевич, МБОУ «Тондошенская ООШ», тема: «Северный Алтай в 1917 в период гражданской войны»;
2 место Тайтыкова Наталья Теневна, МБОУ «Мендур-Сокконская СОШ», тема: «Сталинград-город нашей Славы»;
3 место Чурчутова Акгуль Асылтаевна, МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И.Тюковой», тема: «Учителя-фронтовики».
Номинация «Этнография»
1 место Суйманакова Айсулу Николаевна, МБОУ «Шыргайтинская СОШ», тема: «Мастер своего дела»;
2 место Суртаева Елена Петровна, МБОУ «СДЮТур г. Горно-Алтайска», тема: «Анализ крестьянской архитектуры на территории РА»
2 место Санаева Юлия Михайловна, МБОУ «Курайская СОШ», тема: «Орудие скотоводов от древности до современности»;
3 место Океева Асира Талиповна, МКОУ «Кош-Агачский ЦДОД», тема: «Народная игра Асык ату».
Номинация «Литературное краеведение»
1 место Баранчикова Анжелика Николаевна, МБОУ «Купчегеньская СОШ», тема: «Мифы и легенды Улегемской долины»;
2 место Иркитова Айсулу Милентьевна, МБОУ «Мыютинская ООШ», тема: «село Мыюта в воспоминаниях известных людей»;
3 место Тыдыкова Лариса Александровна, МБОУ «Мало-Чергинская ООШ», тема: «Любовь к Малой родине через творчество Ш.С. Ялатова»
Номинация «Летопись»
1 место Ажикенова Людмила Владимировна, МКОУ «Телегит Сортогойская СОШ», тема: «История села Теленгит Сортогой в лицах»;
1 место Какашева Татьяна Дмитриевна, МБОУ «Ининская СОШ», тема: «Край родной навек любимый»;
2 место Лыжина Мария Владимировна, МБОУ «СОШ №13 г. Горно-Алтайска», тема: «История школы №13 в 1937-1945гг.»;
3 место Барбачакова Василиса Яковлевна, Ялбачева Марина Алексеевна МОУ «Бийкинская СОШ», тема: «Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании».
Номинация «Родословие»
1 место Сухотерина Надежда Николаевна, МБОУ «Усть-Коксинская СОШ», тема: «Вехи прошлого и настоящего»;
2 место Кокулева Алина Николаевна, МБОУ «Каспинская ООШ», тема: «Происхождение рода Кокулевых»;
3 место Савина Алтынай Петровна, МКОУ «Теленгит Сортогойская СОШ», тема: «География расселения алтайцев рода «кыпчак»;
3 место Тоётова Оксана Алексеевна, МБОУ «Ябоганская СОШ», тема: «Моя родословная»
Номинация «Экологическое краеведение»
1 место Колесникова Марина Валерьевна, МБОУ «СОШ №13г. Горно-Алтайск», тема: «Развитие альтернативных источников энергии в РА»;
2 место Черятьева Ульяна Михайловна, МБОУ «Камлакская ООШ», тема: «Камышлинские пещеры»;
3 место Таберекова Акерке Муратовна, МКОУ «Кош-Агачский ЦДОД», тема: «По родным просторам».
Номинация «Археология»
1 место Шпека Ирина Александровна, МБОУ «Гимназия №3 г. Горно-Алтайск», тема: «Калбак Таш-книга истории»;
1 место Кожанова Бактыгуль Джанаевна, МКОУ «Чаган-Узунская СОШ», тема: «Алтайский Стоунжендж в Чуйской степи»;
В данной номинации участвовало всего 2 работы. По решению жюри обе работы вышли на первые места. Поскольку баллы совершенно одинаковые, работы исследовательские, научного характера. Авторы внесли вклад в изучении своей темы, работа выполнялась в течении нескольких лет.
В итоге можем отметить, что все работы педагогов интересны, они приложили не мало усилий, работая над темами, потратили не один год, чтобы исследование было весомым, интересным и носило инновационный характер. Все участники Чтений, работают в школе, они – предметники, можно понять, что исследование занимает дополнительное время. Всем педагогам огромная благодарность, за то, что они не только сами занимаются, но и вовлекают детей. Правильно поставленная работа всегда имеет успех и продолжение.
Р.К. Туруспекова методист АУ ДО РА «РесЦТОиО»