Справка об участии делегации Республики Алтай Всероссийских краеведческих Чтений юных краеведов – туристов в г. Москве
Из них 7 обучающихся стали участниками финального очного тура в Москве:
1. Магауянов А. - МКОУ «Курайская СОШ»;
2. Каланакова А. - МКОУ «Курайская СОШ;
3. Казанцева А. - МБОУ «СОШ №13 г. Горно-Алтайск»;
4. Бархатова А. - БОУ РА «Республиканская гимназия им. В.К. Плакаса»;
5. Тужалова И. - МБОУ «Шыргайтинская СОШ»;
6. Шагаева А. - МБОУ «Барагашская СОШ»;
7. Кензина Ш. - МБОУ «Саратанская СОШ».
Целью Всероссийских краеведческих Чтений является представление своих исследовательских работ по краеведению. На краеведческих чтениях участвовали юные краеведы из 17 регионов России. Всего в мероприятии приняли участие около 150 участников. Самая многочисленная делегация была из Ставропольского края (12 чел.), из Ленинградской области (10 чел.), г. Санкт-Петербурга (8 чел.), Республики Алтай (7 чел.), Брянской области (6 чел.). Из остальных регионов по 2-5 участников. Дети нашего региона проявили большую активность, участвовали во всех конкурсах, проводимых в рамках краеведческих чтений: представление делегаций, конкурс экскурсоводов, конкурс видеоматериалов, конкурс творческих работ (фотография, рисунки, поделки на краеведческую тему). В этих конкурсах все участники нашего региона стали лауреатами. Лучшие видеофильмы и творческие концертные номера наших детей демонстрировались на открытии и закрытии Чтений.
В конкурсе научно-исследовательских работ наша делегация отличилась хорошей подготовленностью, самобытностью и национальным колоритом выступления. Работы оценивались в два этапа: 1 этап- оценка за письменную часть работы, 2 этап - оценка за выступление. По результатам исследовательских работ в номинации «Экологическое краеведение» Казанцева А. ученица МБОУ «СОШ № 13 г. Горно-Алтайска» стала лауреатом, по количеству набранных баллов она вышла на первое место с темой: «Альтернативные источники энергии в Республике Алтай», руководитель Колесникова М.В., учитель географии этой же школы. Работа Казанцевой А., благодаря наставничеству руководителя, была представлена уверенно, в рамках своей тематики об эффективном использовании солнечной электроэнергии в нашей республике и в отдалённых местах, на чабанских стоянках.
Работа Бархатовой А. на тему: «Шатин Учур Мекешевич-ветеран войны» (руководитель Фефелова Л.Т., организатор-педагог МБОУ ДО «СДЮТур г. Горно-Алтайска») стала дипломантом по количеству баллов, недобрав до лауреата буквально несколько сотых баллов. Участница уверенно держалась на сцене, показала высокое владение навыками исследовательской деятельности, заработав этим симпатию членов жюри. Кроме того, она умело ориентировалась в ответах на заданные вопросы по своей работе, чем создала положительное впечатление опытного исследователя. Бархатова А. проявила себя и на других творческих конкурсах экскурсоводов и в представлении делегации завоевала титул – лауреата.
Особый интерес своей новизной вызвала работа Шагаевой А. из Барагашской школы про ракушки каури. Актуальная тематика и детальное историческое проникновение позволило ей стать дипломантом конкурса. Она преподнесла работу в красочном виде, собрала много информации об этих удивительных ракушках, представила красочные фотографии костюмов и головных уборов алтайского народа с украшениями ракушек каури. Присутствующие и жюри остались довольны работой, но члены жюри указали на некоторые недочеты в оформлении работы и рекомендовали поглубже изучить данный материал.
Не менее интересную работу представил Магауянов А. из Курайской школы по теме: «Любимое занятие моего прадеда» (руководитель Санаева Ю.М.). Участник представил работу так же интересно, собрав исторический важный материал семьи Магуяновых. Его прадед занимался обучением беркута и беркутиной охотой. Привёз в Москву предметы – приспособления беркутиной охоты: большие кожаные перчатки для ловли птицы и деревянную посуду, в которой прадед кормил беркута. Магауянов А. стал дипломантом, как и остальные участники делегации.
Работа Тужаловой И. про изготовления алтайского курута. Как отметили жюри конкурса, подобные работы раннее представлялись другими регионами России. Руководителем работы является Суйманакова А.Н. учитель биологии МБОУ «Шыргайтинская СОШ».
Работа Каланаковой А. МКОУ «Курайская СОШ» на тему «Дьажыл бур и Сары бур у теленгитов Чуйской степи» отличился красочностью и насыщенностью материала осеннее – весенние праздники алтайского народа. Участница добавила изюминку к работе, это музыкальное сопровождение, которое стало настоящим украшением.
Кензина Ш. из МБОУ «Саратанская СОШ» представила работу про музыкальные инструменты алтайского народа (руководитель Темдекова Л.Ю. учитель алтайского языка Саратанской СОШ). Она так же стала дипломантом Конкурса, ей немного не хватило, по оценки жюри, музыкального сопровождения, поскольку тема работы связана с музыкальными инструментами.
По итогам Всероссийских чтений можно сказать, что творческие и исследовательские работы обучающихся нашего региона имеют разносторонний подход, иногда сложно бывает (особенно детям) найти аналитический подход к решению многих жизненных проблем, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между основным и второстепенным. Дети, слушая друг друга, учатся, различают, анализируют, исправляют свои ошибки, стараются стать лучше. Краеведческий конкурс исследовательских работ объединяет детей, направляет познавать не только свой край, но и всю Россию в целом.
Методист АУ ДО РА «РесЦТОиО» Туруспекова Р.К.