Шестнадцатая Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России
Инициаторами проведения выступали: «Учительская газета», Межрегиональный клуб «Учитель года», Министерство образования и науки Республики Алтай, АУ ДО РА «Республиканский Центр туризма, отдыха и оздоровления».
Организаторы экспедиции: Министерство образования и науки Республики Алтай, Межрегиональный клуб «Учитель года», АУ ДО РА «Республиканский Центр туризма, отдыха и оздоровления».
Состав экспедиции: в экспедиции принимали участие учителя – победители региональных, всероссийского конкурса «Учитель года» разных лет и группы школьников 8-11 классов из 26 регионов России
Численность экспедиции составила: 300 человек (230 обучающихся, 63 педагога, 7 волонтеров).
Цели и задачи экспедиции состояли в следующем:
• обучение школьников методике и практике исследований экологического характера в полевых мастерских учителей-победителей и финалистов Всероссийских конкурсов «Учитель года»;
• реализация исследовательских и проектных образовательных программ естественнонаучного, краеведческого и этнографического содержания в полевых условиях;
• проведение широкого спектра исследовательских работ в полевых условиях;
• освоение приемов проведения экологического мониторинга окружающей среды;
• ознакомление с природным комплексом особо охраняемых природных территорий Республики Алтай;
• обмен передовым педагогическим опытом между учителями России;
• содействие межрегиональному и межнациональному культурному и гуманитарному сотрудничеству.
Тематика исследовательских работ была разнообразна:
• Биоиндикация и биомониторинг;
• Энтомологические исследования;
• Фитоиндикация;
• Валеологические исследования;
• Исследования с применением мобильной цифровой лаборатории;
• Химический анализ минеральных ресурсов;
• Гидрохимический мониторинг;
• Природные красители;
• Радиационный мониторинг;
• Бионика как способ проектирования;
• Исследование почв;
• Полевая микроскопия;
• Ориентирование на местности;
• Практика выживания в экстремальных условиях;
• Топонимика и исторический анализ топонимов региона;
• Полевая этнография;
• Изучение народного творчества;
• Литературное краеведение.
Помимо учебных мастерских параллельно велась работа: полевого пресс-центра (экспресс-курс журналистики с выпуском ежедневной многотиражной полевой газеты экспедиции), полевого компьютерного центра, полевого телевидения (с ежедневным выпуском ролика с итогами прошедшего дня).
Участники экспедиции проживали в палатках, которые привезли с собой. Палаточный лагерь экспедиции располагался на территории АУ ДО РА «Республиканский Центр туризма, отдыха и оздоровления», учебно – тренировочная база «Азимут» Чемальский район, с. Аскат, ул. Жемчужная 1.
В период проведения экспедиции ее участники были обеспечены душем, баней (ежедневно в течение всего периода проведения экспедиции), медицинское обслуживание осуществляла Чемальская районная больница, лагерь охраняли некоммерческая организация «Алтайское республиканское казачье общество» Сибирского войскового казачьего общества.
Пятиразовое питание было организовано в столовой учебно – тренировочной базы.
Для осуществления исследовательских работ участники экспедиции образовали несколько рабочих групп и работали в исследовательских мастерских учителей-организаторов экспедиции.
За время полевой части экспедиции школьники, переходя каждый день в новую полевую мастерскую, познакомились со всеми исследовательскими программами. В последние дни ребята выбрали одну из мастерских для краткого курса углубления. В этой мастерской они также подготовились к итоговой конференции.
По итогам экспедиции прошла научно-практическая конференция школьников, ребята подвели итоги работы.
Параллельно основной исследовательской программе участники экспедиции выходили и выезжали на экскурсионно-образовательные программы для знакомства с культурно-историческими и природными особенностями Республики Алтай. Участникам экспедиции было предложено посетить четыре бесплатные экскурсионные программы:
1. Экскурсия в ботанический сад (с. Камлак);
2. Посещение Камышлинского водопада;
3. Чемальская ГЭС, о. Патмос;
4. Музей – усадьба алтайского художника Г.И. Чорос – Гуркина (с. Анос).
Экспедиция прошла на высоком уровне, участники и педагоги увезут массу хороших впечатлений и положительных эмоций. Организаторы постарались создать комфортные условия для проживания, работы и увлекательную досуговую программу.