Итоги краеведческих чтений для педагогов образовательных учреждений Республики Алтай
Цель мероприятий: развитие и активизация исследовательской краеведческой работы среди педагогов.
В мероприятии приняли участие 55 педагогов из 10 муниципальных образований и 2-х образовательных учреждений подведомственных министерству образования и науки Республики Алтай.
• МО «Усть-Коксинский район» – 2чел.;
• МО «Чемальский район» – 4 чел.;
• МО «Майминский район» – 3 чел.;
• МО «Город Горно-Алтайск» – 12 чел.;
• МО «Кош-Агачский район» – 4 чел.;
• МО «Онгудайский район» – 6 чел.;
• МО «Улаганский район» – 5 чел.;
• МО «Шебалинский район» – 5 чел.;
• МО «Усть-Канский район» – 4 чел.;
• МО «Турочакский район» – 6 чел.;
• БОУ РА «РКЛ» – 1 чел.;
• БОУ РА «Республиканская гимназия им. В.К. Плакаса» - 3 чел.
Не принимали участия МО «Чойский район» и КОУ РА «Школа-интернат им. Г.К. Жукова»
Представленные работы участников отличились самобытностью, оригинальностью и самостоятельностью изучения истории родного края. Работы рассматривались по восьми номинациям:
1. этнография;
2. военная история;
3. литературное краеведение;
4. летопись;
5. экологическое краеведение;
6. родословие;
7. археология;
8. педагогика и краеведение.
В состав жюри входили научные сотрудники БУ РА «Национальная библиотека им. М.В. Чевалкова», специалисты-учёные БНУ РА «Научно – исследовательский институт алтаистики им С.С. Суразакова», преподаватели ГАГУ и методисты АУ ДО РА «Республиканский Центр туризма, отдыха и оздоровления», которые оценивали работы по следующим критериям:
• новизна работ;
• научное и практическое значение результатов;
• структура определения предмета и объекта;
• содержание и стиль;
• оформление, аккуратность и библиография;
• изложение доклада.
Наибольшее количество работ представили педагоги из МО «Город Горно-Алтайск», интересная работа «Алтайская национальная шуба» Яндыковой Людмилы педагога СОШ №7, г. Горно - Алтайска, в номинации «Этнография». Людмила провела тщательное исследование, изучила каждый орнамент и стиль вышивки на алтайской шубе, жюри присудили 1 место. Заинтересовала жюри и работа Лыжиной Марии из городской школы №13 «Летопись лыжного спорта школы №13», Мария собрала и изучила архивные материалы, в течение многих лет спортсмены школы отличались высокими показателями по зимним видам спорта. Сделала выводы, что в данное время идёт спад этой тенденции, дети теряют интерес к спорту, Мария вышла на 3 место. Педагог из этой школы Шаповалова Наталья вышла на 1 место в номинации «Военная история» её работа посвящалась военной истории Горного Алтая. Гаршина Ирина из школы №5 заняла 2 место в номинации «Педагогика и краеведение», в прошлом году её работа по этнографии так же вызвала интерес, Ирина активно ведёт краеведческую работу в школе и работает библиотекарем в данной школе, эта деятельность ей помогает давать высокие результаты. Пыресева Анастасия из школы №13 в номинации «Литературное краеведение» заняла 3 место. Остальные участники городских школ так же хорошо представили свои работы, чувствуется серьёзная подготовка, эти же педагоги активно занимаются с детьми научной деятельностью. Колесникова Мария СОШ №13 в номинации «Экологическое краеведение» заняла 3 место, её работа посвящалась биотехнологии шрота подсолнечника, она работала с сотрудниками завода «Биолит» с. Майма.
Приятно отметить остальных педагогов, из городских школ, которые активно вовлекают детей в исследовательскую деятельность и занимаются сами. Это Васильева Татьяна из СОШ №12, Бирюлина Татьяна из СОШ №1, Бондарева Вера из Кадетской школы №4.
МО «Онгудайский район» представляли 6 участников из них Чадаева Экемель в номинации «Родословие» заняла 1 место, работа называлась «Память храня», Экемель глубоко изучила родословие своих родственников и их корни. В номинации «Литературное краеведение» на 1 место вышла Баранчикова Анжела, она рассказала о мифах и легендах Улегемской долины, работа очень интересная, имеет исследовательский подход.
В номинации «Военная история» на 2 место вышел Иртамаев Павел его работа называлась «Горный Алтай в годы гражданской войны». Работа научно-информационной направленности. Воспитанники Павла Романовича всегда отличались на краеведческих чтениях и НОУ интересными выступлениями.
В номинации «Этнография» на 3 место вышла Параева Валентина из Купчегенской школы. Её работа посвящена значению причёсок алтайских девушек, работа интересная, есть элементы исследования, но в основном реферативно-информационная. Она так же занимается с детьми по исследованию краеведческих тем. Остальные участники из Онгудайского района так же по достоинству оценены им был вручён сертификат.
В этом году неплохие результаты показали участники-педагоги из МО «Кош-Агачский район», да и они ведут активную краеведческую работу с детьми, их воспитанники всегда занимают призовые места. На 2 место в номинации «Этнография» вышла Океева Асира, она преподнесла интереснейшую работу «Исчезающее ремесло наших предков». Она рассказала и показала, как она сама занимается плетением циновки из стебля осоки, эта трудоёмкое ремесло казахского народа, это ремесло почти исчезло, но ведутся краеведческие кружки по возрождению этой культуры и других ремёсел казахского народа.
В номинации «Военная история» педагог Каранова Чагиза из Тобелерской СОШ заняла 3 место, она изучила историю людей, которые в военное время оказывали большую помощь Советской власти и наравне с военными понесли все тяготы войны, её работа называется «Труженики тыла в годы войны». Остальные участники из Кош-Агачского района так же активно выступили, каждая работа имела изюминку исследования. Можно отметить Имамагизамову Галину, педагога из Кош-Агачского ЦДТ которая в течение нескольких лет обучает детей исследовательской деятельности по экологическому краеведению.
В этом году активность проявили педагоги из МО «Улаганский район», это те педагоги, которые так же занимаются с детьми. Среди них можно отметить самого активного краеведа Темдекову Любовь, она выступала в номинации «Этнография» тема её работы «Музыкальные инструменты алтайского народа», рассказала о забытых инструментах, в данное время они приобретают популярность у народа. Воспитанники Любовь Юрьевны в течении 3 лет являлись лауреатами Всероссийских краеведческих чтений «Отечество». Она в данное время в активном поиске интересных тем с детьми.
Работа «Топонимика села Саратан» Конуновой Степаниды в номинации «Экологическое краеведение» так же вызвал интерес жюри, работа носит собирательско-исследовательский характер. Она провела большую работу с населением по сбору названия географических объектов своего села. Единственный мужчина из Чибилинской школы МО «Улаганский район» в номинации «Родословие», удивил своей харизмой и неповторимостью, он рассказал историю своего рода до 7-го колена. Он молодой педагог, первый год участвует в данном конкурсе, но для первого раза у него всё получилось, завоевал сертификат участника.
В этом году МО «Шебалинский район» решили не отставать от своих соратников, они представили 5 работ в разных номинациях. Самой интересной оказалась работа в номинации «Родословие» Малташевой Аяны из Беш-Озёкской школы, она заняла 3 место, её работа посвящалась родословию своей семьи. Остальные участники стали обладателями сертификата.
Педагоги из МО «Турочакский район» отличились в номинации «Экологическое краеведение» на 1 место вышли педагоги Мерова Ирина, Неверова Светлана, они исследовали и изучили источник-родник, который находится в 25 км. от села Иогач. Родник то исчезает, то появляется, они со школьниками провели большую работу по очистке территории родника. Постоянно ведутся наблюдения и очистительные работы. В номинации «Педагогика и краеведение» на 1 место вышла Сумачакова Марьяна педагог из Бийкинской школы, её работа посвящена изучению и проведению исследования природных и других объектов. Каким образом проявить у ребёнка любовь и интерес к изучению природы.
Из МО «Усть-Канский района» 3 участника. Можно отметить интересную работу Бахтушкиной Светланы из Верх-Ануйской школы, она изучила популяцию можжевельника, произрастающего недалеко от её деревни, они с детьми проводят большую экологическую работу по охране и очистке можжевеловых зарослей. Хотя эта работа не заняла призового место, жюри отметило работу как пропаганду по охране природы.
Педагоги из МО «Усть-Коксинский район» представили 2 работы. Работы интересные, много вложено труда, имеют исследовательский характер. Работа Кошевой Нины из Карагайской школы заняла 2 место в номинации «Родословие», она изучила династию знаменитых мараловодов Поповых, вся семья Поповых связана с мараловодством. Обучающиеся Нины Ивановны несколько лет подряд становятся лауреатами Республиканских конкурсов по краеведению.
В 2016 году её воспитанница Фефелова Анна стала лауреатом Всероссийских краеведческого конкурса «Отечество» в Москве. В прошлом году Нина Ивановна была лауреатом в педагогических Чтениях с темой «Деятельность Холзунской геологоразведочной партии в селе Карагай».
Работы педагогов МО «Чемальский район» так же вызвали интерес жюри, можно отметить работу в номинации «Археология» Кониной Людмилы из Чемальской школы, она заняла 2 место. Работа посвящалась археологическим памятникам средней Катуни -Скифская эпоха. Работа носит поисково-описательный характер. Остальные участники Чемальского района получили сертификаты участников.
Немногочисленная группа участников МО «Майминский район» 3 человека. Жюри в номинации «Литературное краеведение» отметило работу Воробьёва Николая Меркульевича. Остальные участника получили сертификаты.
Работа из Республиканского классического лицея Баграшевой Юлии вышла на 1 место в номинации «Летопись родного края». Она провела большую исследовательскую работу по истории села Мендур-Соккон, выпустила книгу о земляках-героях и просто тружениках села.
В этом году активность себя проявили педагоги из гимназии им. В.К. Плакаса. В номинации «Литературное краеведение» интересна работа Чендековой Анжелы «История создания одного стихотворения, загадки текстологического анализа». Работа имеет исследовательско - реферативный подход.
В итоге можем отметить, что все работы педагогов интересны, они приложили много усилий, над темами они потратили не один год, чтобы работа была весомой, и носила исследовательский характер. Все участники Чтений, работают в школе, можно понять, что исследование занимает дополнительное время. Всем педагогам огромная благодарность, за то, что они не только сами занимаются, но и вовлекают детей. Правильно поставленная работа всегда имеет успех и продолжение.
Р.К. Туруспекова методист АУ ДО РА «РесЦТОиО»